РЕЗОЛЮЦИЯ ФОРУМА «АКАДЕМИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ РОСАТОМА»

Государственная культурная политика сегодня возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.
Территории присутствия организаций Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» всегда были особыми социальными и культурными территориями, особой гордостью нашей страны. Основой сохранения уникальной культуры и фактором развития во всех сферах жизни города Росатома является образование в сфере искусства и культуры, и в том числе дополнительное образование в школах искусств.
Школы искусств, обладая большим культурно-просветительским, творческим, профессиональным потенциалом, огромным опытом индивидуального сопровождения одаренных детей, работы с ними и их родителями, накопленными на протяжении всех лет своего существования — культурно-образовательные и методические центры, порой единственные на территории своего микрорайона, района, города или поселка. Самостоятельно, либо через взаимодействие с учреждениями образования и культуры они значительно влияют на повышение уровня качества жизни, активно участвуют в реализации государственной культурной политики в сфере культуры и искусства, патриотического воспитания граждан, формируют среду по профилактике асоциальных явлений в детской и подростковой среде.
Исторически сложившаяся система образования в сфере искусства и культуры соединяет в себе целый ряд тенденций, актуальных для современной педагогики, как музыкальной, так и общей. Со времен Древней Руси через обучение детей искусству прежде всего решались задачи нравственного воспитания.
На протяжении всей истории Российского государства образование в сфере искусства и культуры воспитывало и обогащало, служило источником духовного опыта нации, основой для консолидации нашего многонационального народа. Этот вид образования в значительной степени обеспечивает авторитет, влияние России в мире, объективно помогает ей стать одной из великих держав.
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по межотраслевому принципу. Такой подход базируется на положениях Основ государственной культурной политики, согласно которым государственная культурная политика понимается как широкое межотраслевое явление, охватывающее такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также как воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.
За последние 10 лет при сокращении количества детских школ искусств на 293 единицы (до 5262 школ к 2015 году), количество обучающихся в детских школах искусств возросло на 234 тыс. человек, превысив значение в 1,5 млн. детей. Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций. Все это позволяет охватить дополнительным образованием более 60 процентов юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет. При этом доступность и качество дополнительного образования сильно отличается в разных субъектах Российской Федерации. В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.). Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в свободном личностном выборе деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; в вариативности содержания и форм организации образовательного процесса; в доступности глобального знания и информации для каждого; в адаптивности к возникающим изменениям. Такие характеристики позволяют осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Задача образовательных организаций воплотить в жизнь новое осознание миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Переход от обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования к проектированию пространства персонального образования для самореализации личности. В таком ракурсе образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.
Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволяет получать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.
Реализация федеральных государственных требований, предъявляемым к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств проходит в условиях ведомственных и общих законодательных преобразований. В сложившейся ситуации важно умение Детских школ искусств быстро адаптироваться к растущим требованиям жизни, более гибко, чем раньше, реагировать на быстро изменяющиеся условия в образовательной, культурной и социально-экономической среде.
Участники выражают удовлетворение работой форума и вносят следующие предложения:
1. Считать целесообразным проведение на базе школ искусств городов Росатома комплексных концертно-образовательных и творческих проектов с привлечением специалистов среднего и высшего образовательных уровней с целью обмена методическим и практическим опытом, выявления проблем и перспектив в вопросах преемственности обучения в свете реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, развития системы художественного образования и объединения творческих сил преподавателей в единое сообщество.
2. Провести общественное обсуждение вопроса о создании «Ассоциации школ искусств Росатома» на сайте Культурно-просветительской программы «Территория культуры Росатома» http://tercult.ru
3. Включать конференции и комплексные методические мероприятия в качестве модуля в программы курсов повышения квалификации.
4. Внедрять дистанционные технологии для проведения обучающих методических мероприятий в режиме on-line.
5. Расширять партнерские отношения учреждений в области методического обеспечения деятельности ДМШ, ДХШ и ДШИ ГК «Росатом», способствовать повышению профессиональной компетентности преподавателей, решению проблем профориентационной работы в современной школе.
6. Продолжить апробацию инновационных методик по мотивированному вовлечению семей обучающихся в творческий и образовательный процесс.
Форум постановляет
1. Выразить благодарность и признательность Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Управлению по работе с регионами, Культурно-просветительской программе «Территория культуры Росатома» за организацию форума, создание условий для участия в форуме руководителей школ искусств из разных регионов России, за поддержку и понимание важности создания единого открытого культурно-образовательного пространства, объединяющего удаленные территории городов Росатома.
2. Принять план реализации проекта «Ассоциация школ искусств Росатома»:
2.1. Разработать до 30.06.2017 г. проект Устава.
2.2. Провести до 01.09.2017 г. общественные обсуждения проекта Устава на сайте Культурно-просветительской программы «Территория культуры Росатома».
2.3. Провести до 01.10.2017 г. учредительное собрание.
2.4. Разработать до 01.10.2017 г. макет сайта, определить содержание контента.
2.5. Разработать план творческих и методических мероприятий Ассоциации на 2018 год и перспективный план до 2030 года.
2.6. Провести до 01.11.2017 архивно-поисковую работу для создания единой базы фотоматериалов и документов по разделам: педагогические работники школ искусств, творческие конкурсы.
2.7. Направить до 01.01.2018 г. пакет документов для государственной регистрации «Ассоциации школ искусств Росатома».
3. Развивать практику социального партнерства ввиду актуальности и необходимости согласования интересов жителей территорий Росатома в целях поддержки высокого уровня качества жизни и улучшения имиджа Госкорпорации «Росатом».
4. Считать деятельность детских школ искусств территорий присутствия Госкорпорации «Росатом» по созданию учебно-методического комплекса и его представления педагогическому сообществу России одним из приоритетных направлений в процессе реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
5. Рекомендовать образовательным организациям более активно использовать возможности современных мультимедиа технологий для оптимизации образовательного процесса, расширения образовательного пространства обучающихся, проведения мониторинговых исследований.
6. Разработать систему поддержки одаренных детей, проводить работу по повышению культурного и духовно-нравственного уровня населения, укреплению семьи, связи поколений, сохранению и развитию традиций.
Разместить резолюцию на сайте Культурно-просветительской программы «Территория культуры Росатома», официальных сайтах управлений культуры и образовательных организаций, расположенных на территориях Госкорпорации «Росатом».

7 сентября 2017

Просмотров: