ЭКСПЕРТЫ

ЭКСПЕРТЫ I ГРУППЫ. МОНИТОРИНГОВЫЕ ПОЛЕВЫЕ БРИГАДЫ

РУКОВОДИТЕЛЬ МОНИТОРИНГА:

Приймак Татьяна Евстафьевна, магистр управления в сфере культуры, образования и науки. Генеральный директор Международного Холдинга ООО «Арт-Инициатива».

 

ЭКСПЕРТЫ МОНИТОРИНГОВОЙ БРИГАДЫ:

Вельмизова Ольга Геннадьевна, магистр управления в сфере культуры, образования и науки. Заведующий Центром чтения «Собеседник» («Централизованная библиотечная система»), член проектного офиса Министерства культуры Московской области по реализации проекта «Перезагрузка библиотек Подмосковья».

Осипова Елена Викторовна, аналитик ГИВЦ

Шеватова Алла Гербертовна, аналитик ГИВЦ

Ефанова Ольга Алексеевна, директор АНО «Евразийский институт социально-политических исследований», доцент кафедры социологии управления

РАНХиГС.

Абдуллина Динара Маратовна, Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова, специалист отдела хореографического искусства.

Власова Анжелика Владимировна, и.о. директора Государственного Центра народного творчества Красноярского края.

Калыгина Анна Александровна , заведующая отделом отдела хореографического искусства, Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова.

Моисеенко Ирина Владимировна, зав. информационно-ресурсным отделом Государственного Центра народного творчества Красноярского края.

Сорокин Пётр Алексеевич, зав. отделом фольклора, Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д.Поленова.

Тоцкая Ирина Ивановна, исполнительный директор Фонда развития народного танца.

Самбур Марина Владимировна, заведующая отелом по основной деятельности, «Химкинская картинная галерея им. С.Н.Горшина».

Хмельницкая Ирина Богдановна,  ученый секретарь, заместитель заведующего кафедрой музейного дела и охраны культурного наследия,

«Московский государственный институт культуры».

Сидельникова Ирина Ивановна,  зав. информационно-методическим отделом,   «Томский Дворец народного творчества «Авангард».

Иванова Татьяна Валентиновна, проректор по художественно-творческой деятельности, заведующий кафедрой хорового дирижирования Пермского государственного института культуры. Директор регионального филиала НП «Всероссийское хоровое общество».

Агафьина Светлана Георгиевна, Московский государственный психолого-педагогический университет, заместитель по организационным вопросам директора НП «Всероссийское хоровое общество».

Хасбиуллина Алсу Афгановна,  проректор по учебной и воспитательной работе, заведующий кафедрой хорового дирижирования, доцент   «Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова».

Новикова Марина Владимировна, Ген.директор Некоммерческого фонда  поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий

«Пушкинская библиотека».

Чудинова Вера Петровна , отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения,«Российская государственная детская библиотека».

Мезенцева Ольга Петровна, зам.директора по науке и издательской деятельности,  «Российская государственная детская библиотека».

Хорошавина Екатерина Владимировна, зав.отделом  «Российская государственная детская библиотека».

Колосова Елена Андреевна, зав. отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения ,«Российская государственная детская библиотека».

Белоголовцева Ирина Александровна, помощник директора, «Российская государственная детская библиотека».

Апфельбаум Софья Михайловна, директор Российского Академического Молодежного театра, доцент кафедры продюсирования  и менеджмента исполнительских искусств Российского Института Театрального Искусства (ГИТИС).

Алпатова Ирина Леонидовна, редактор сектора издательской деятельности , «Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина»

Лютая Оксана Михайловна, начальник отдела творческих проектов ООО Международный Холдинг  «Арт-Инициатива».

Критский Александр Борисович, хормейстер Государственного академического Большого театра России, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

 

ЭКСПЕРТЫ II ГРУППЫ. АНАЛИТИКА

Горушкина Светлана Николаевна, эксперт НОЦ ИГСУ РАНХиГС, кандидат социологических наук, действительный государственный советник III класса государственной гражданской службы, Заслуженный работник культуры РФ, член Общественного совета по независимой оценке качества при Минкультуры России.

Астафьева Ольга Николаевна, директор научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института гражданской службы и управления Российской Академии народного хозяйств и государственной службы при Президенте РФ, зам. зав. кафедрой ЮНЕСКО профессор, доктор философских наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Лауреат премии Правительства РФ в области культуры

Климанов Владимир Викторович, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов», заведующий кафедрой Факультета государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор экономических наук, член Общественного совета при Минфине России.

Приймак Татьяна Евстафьевна, магистр управления в сфере культуры, образования и науки, генеральный директор Международного холдинга ООО «Арт-Инициатива».

Шлыкова Ольга Владимировна, заместитель директора НОЦ ИГСУ РАНХиГС, доктор культурологии, профессор

Веденяпина Мария Александровна, директор   «Российская государственная детская библиотека».

Новикова Марина Владимирована, директор Фонда «Пушкинская библиотека».

Ефанова Ольга Алексеевна, директор АНО «Евразийский институт социально-политических исследований», доцент кафедры социологии управления

РАНХиГС.

Мельвиль Елена Хасымовна,  директор ГАУК г. Москвы «Культурный центр ЗИЛ»,  эксперт Центра федеральных и региональных программ Института ВШГУ РАНГХиГС при Президенте Российской Федерации.

Коротков Валерий Александрович, начальник управления развития программных средств ГИВЦ Минкультуры России.

Шахбазов Александр, аналитик ГИВЦ

Осипова Елена Викторовна, аналитик ГИВЦ

Шеватова Алла Гербертовна, аналитик ГИВЦ

Брызгалов Михаил Аркадьевич,  ФГУК «Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»,  заведующий кафедрой музейного дела и охраны культурного наследия МГИК, советник Министра культуры РФ, кандидат экономических наук, Заслуженный деятель искусств РФ.

Пуртова Тамара Валентиновна, директор ФГУК Государственный Российский Дом народного творчества, Заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор, председатель российского комитета по сохранению нематериального культурного наследия при комиссии РФ по делам ЮНЕСКО,  Лауреат премии Правительства РФ в области культуры.

Тозыякова Ирина Алексеевна, заместитель исполнительного директора «Всероссийского хорового общества».

 

НАШИ ЭКСПЕРТЫ О ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЕ В НЕСКОЛЬКИХ СЛОВАХ:

Горушкина С.Н.: «…мы будем создавать конкурентную среду, иначе это бессмысленно. Хочу заострить внимание вот на чем: мы все время говорим, что измерение результатов культурной деятельности носит некорректный характер, так как невозможно измерить результат культурной деятельности. Но мы можем оценить эту деятельность через охват: все ли получают эти блага? Все ли охвачены? И всегда у государства будет вопрос «А эффективно ли мы тратим деньги?» Не пугайтесь, мы будем учитывать специфику каждого учреждения, и именно для этого мы пригласили таких разных специалистов. Будем учитывать все: посещаемость, материальное состояние объектов культуры, многообразие культурной структуры, уровень творческой деятельности…»

Афанасьева О.Н.: «Эффективность культурной политики оценивается с точки зрения: во-первых, вовлеченности населения города в культурную жизнь, во-вторых, вовлеченности творцов (художников, литераторов, актеров и т.д.) в производство культурных благ, в -третьих, интенсивности посещения жителями культурных проектов, в четвертых, многообразия культурной инфраструктуры, в пятых, насыщенности специализированных площадок предметами и практиками культуры и искусства. Цель мониторинга культурного пространства: улучшить качество культурной среды и расширить возможности творческого развития. Оценка эффективности будет осуществляться в трех плоскостях: вовлеченность горожан в культурные проекты, эффективность использования ресурсов, уровень творческой деятельности. Архитектура проекта: учреждения культуры заносят информацию в опросные листы, далее – полевые исследование: мониторинговая бригада проводит сверку данных и осуществляет фото-фиксацию объектов, далее – конкурсный просмотр творческих коллективов: творческое жюри осуществляет просмотр коллективов. Самая основная задача, которая возникает – попробовать превратить это в полезное дело, чтобы намеченные стратегии вылились в хорошие сценарии, чтобы это пошло в помощь вам, а не осело в виде документов где-то. Нельзя работать в таких пространствах, не имея точек опоры. А как появятся эти точки, если не проводить такой плановой работы? Мы как лаборатория будем существовать формирования зоны культурной среды, как модель для всей России. Нас ждет путешествие в новый мир… И уровень вашей среды намного выше, чем во многих регионах. И уровень помощи выше… Мы хотим создать модель, которая применима ко всей России, на вашем примере.»

Климанов В.В.: «Часто вопрос в том, зачем привлекают не связанных с культурой людей, чтобы оценить культуру? Я отвечаю на этот вопрос так:- мой друг говорит, что образование – это общественный институт, а я говорю, что это раздел бюджетной классификации. Вам нужно выйти за рамки культуры, привыкнуть смотреть на нее шире. Как только мы понимаем, что можем выйти за эти рамки, мы понимаем, как много компонентов у нас. Какой у нас доступ к культурным ценностям? Тоже будем выяснять. Задача не только покопаться «внутри», но и выйти за рамки привычного понимания культуры. Какие потребности удовлетворяет ваше учреждение культуры? Какие не удовлетворяет? Например, ваши музеи отрасли – это музеи или подразделения предприятий? Доступность их? Емкая оценка будет. Полтора миллиарда рублей выделяется на поддержку домов культуры в городах, а на поддержку городской среды 25 миллиардов. Поэтому надо оценить, как этим распорядиться. Чтобы сгладить этот перекос. Потому что у нас сметное финансирование, а нам хочется несметного…»

Шлыкова О.В.: «Я сделаю комментарий к алгоритму работы по выявлению информационной доступности мероприятий и учреждений культуры посредством аналитики информационных ресурсов в сети интернет. Проверим, как информационные технологии изменили среду региона и изменили ли ее вообще? Потом, по мере понимания, мы смотрим, какие новые формы есть и какие новые услуги. Информтехнологии рождают новые сервисы, и мы видим насколько они внедрены в городе. И это меняет социокультурную среду. Сколько у вас веб-посетителей? Проанализируем ваши сайты. Соц. сети посмотрим, из них ясно, доволен ли потребитель. Соответствует ли сайт услуге оказываемой? Какие критерии? Это взаимодействие учреждение культуры с интернетом. Есть ли он-лайн трансляции, регулярность обновления информации. Есть ли коллекции интересные, видеоматериалы. Много ли оцифрованного контента старых записей? Например, мы на одном сайте нашли базу сценариев мероприятий даже. Ясно, что мы будем опираться на ГОСТы по библиотекам, по музеям, они есть. Это в первую очередь оцифровка архивов и выкладывание их, каталогизация экспонатов на сайте, ориентация на пользователя. Первый индикатор: информационная насыщенность веб-ресурса. Это когда не только перечень услуг, но и отчеты в виде новостей о живых мероприятиях. Показатель его – степень интерактивности, обратная связь, как связан сайт и соцсети. Пользователи иногда богаче отражают жизнь учреждения, чем официальный сайт. Их взаимодополняемость прослеживается нами. И индикатор – веб-мастеринг. Это наличие рекламы на сайте, загроможденность его рекламой. Техническая доступность его. Как сделан сайт? Он ориентирован на профессиональное сообщество или на пользователя?»

Приймак Т.Е.: « Мы с вами будем работать напрямую. Смотреть буду сама, и шаговую доступность проверять, и на чердаки все залезу сама. Пишите все: какой транспорт есть, какой интервал движения общественного транспорта. По сайтам: пишите все сайты которые есть в городе. Анализ цен: оцениваем доступность цен для населения. Здесь нужна справка от главы со средним доходом просто. Показатель эффективности использования материально-технической базы: здесь будет много открытий. Инженерные коммуникации заполняются просто: есть ли горячая вода, есть ли сигнализации и т.д. по списку отмечаем. Есть ли госэкспертиза? Если нет – пишите «нет». И будем решать, почему ее нет. Если нужен ремонт – то это мнение ваше личное, а вот если есть госэкспертиза – это уже факт. Заключение – это акт обследования. Когда мы приедем с таблицами вашими, мы еще будем все цифры проверять, все. Калориферные, коммуникации, электрощитовые и т.д. Приспособления для инвалидов – все указывать, оборудование – все указывать! А чего нет – указывайте, как вы работаете без этого по факту. И в итоге я предоставляю заказчику паспорт на ваши заведения. Реальный.»

Мельвиль Е.Х.: « От изменений никуда не деться, меняется вся наша жизнь, меняются профессии даже, и рано или поздно меняется культурный процесс. Мы вынуждены быть более конкурентными. Появилось много лекционных циклов сейчас, и это тот контент, который не дают государственные учебные заведения. Не важно, открыты вы или закрыты. Вы работаете с людьми и их запросами. Какие навыки хотят получить эти люди? Что вы можете им дать? Существует параллельная сфера культуры негосударственная, которая дает то, что не даем мы, госструктуры. Это есть везде. Мы боремся за свободное время нашего посетителя. Как заставить их отрывать попы? Меняется способ подачи, меняется то, что подаем, и государственные структуры не успевают за этим. У нас это по-прежнему совок по форматам и по подаче. А конкурентная среда успевает меняться. Школы даже не отдадут вам детей. Они уже креативят досуг детский. Мы должны менять бизнес-модели. Создаем матрицу культурного досуга. Даем максимам культурных услуг. На все возраста. Есть и социальные направления, и инновационные, и интеллектуальный досуг, и развивающий, и развлекательный. Пенсионеры у нас теряют свой социальный авторитет, как только они уходят с работы и не могут пользоваться гаджетами. И наша задача – сделать для них обучающие программы, доступные по форме, увлекательные, продлить их социальную жизнь таким образом. Задача по сути одна: сделать все, чтобы человек встал с дивана.»

Брызгалов М.А.: «Что я хочу сказать? Главное: есть четыре вопроса, по ответам на которые я все понимаю про учреждение. Можно долго, конечно, говорить, но суть сводится к этим четырем вопросам: что мы имеем, как мы сохраняем, то что нам вверено, как мы пополняем новыми экспонатами, как продаем .Это все. Дальше вы можете мне рассказывать про то, что у вас море экспонатов редчайших, но если это не заведено в фонды, то этого нет просто. Я даже не буду это смотреть. Деньги выделяет государство на то, что есть в фондах, если нет в фондах, то у вас не музей, у вас уголок. Красный уголок, может быть даже неплохой. И исходя из этих четырех постулатов, я буду оценивать ваши музеи.»

Пуртова Т.В.: «мы с вами работаем еще со времен профсоюзов, мы ведь именно их порождение, и привыкли заниматься досугом своих работников, еще с советских времен. Во все времена мы (ГД народного творчества) являлись методическим центром для ДК по всей стране, мы вели методическую работу и были образцом. И сейчас для нас главное в этой работе – продолжить эту тенденцию, стать эталоном. Разработать единую концепцию клубной деятельности. Это может стать для России пилотом. Мы де-факто, конечно, для своих коллег в регионах своего рода руководство. Ориентир на нас идет, и мы хотим теперь свериться, как работает это сотрудничество. Ну, мы знаем, что народное творчество не умрет никогда, и мы на долго вместе. Мы наследники передовой русской интеллигенции, которая взяла этот курс на народ и благодаря ей возникли наши дома. Только в нашей системе может ребенок раскрыться на сегодняшний день, только в нашей системе. Самодеятельные коллективы – задача государственная, от того, как мы выстроим задачу в коллективах, от этого и зависит будущее. Главное, набрать квалифицированных специалистов. И эту квалификацию мы тоже постараемся оценить. От кадров зависит все. И ощущение социальной защищенности населения в том числе. Наша задача – посетить учреждения культуры, занимающиеся народным творчеством во всем его жанровом разнообразии. Будем смотреть , что на хозрасчете, что на бюджете у вас. Караоке на хозрасчете, хор – на бюджете. И только так, а не наоборот. Всех содержать невозможно. А как только эти хозрасчетники начинают представлять город серьезно где-то – они могут переводиться на бюджет, не ранее того. Самодеятельные театральные коллективы – это к нам. Мы смотрим только на некоммерческие конкурсы. Только. Как проводятся коммерческие, мы знаем. Это турпоездки все. А вот государственные конкурсы и фестивали, участие в них, мы оцениваем. Мы смотрим и оцениваем не только творческую составляющую и участие в конкурсах и фестивалях, но и количество людей в кружке, возраст их, по многим показателям оцениваем. То есть работаете ли вы на перспективу. Репертуар будем оценивать. Адаптированный он или нет. Отношение будет дифференцированное, все будем учитывать. Награды, участие в городских программах, социальные проекты. Материально-технические условия, инструменты в наличии. Корректировку вложений можете провести потом.»

Апфельбаум С.М.: « Мы сформируем группы творческие, которые проедут по вашим городам и отсмотрят спектакли профессиональных театров. Пока у нас не найден критик, с этим сложно сейчас, но ищем. Мы понимаем ваши особые условия, и люди едут доброжелательные. Смотреть будем по три-четыре спектакля в городе и делать разбор с участниками»